#назлобудня Ну из всего сказанного и написанного "ими всеми" на тему статуса (и кризиса) Православия на Малой Руси прослеживается одна общая тенденция мысли. Вся аргументация всех участвующих в полемике в Киеве сводится к выяснению того, кто из них "больше украинец". Причем попавшие, как кур в ощип, настоящие православные (без элентов ряженности) пытаются уговорить дейстительно украинцев, что они тоже украинцы*. На что им - если в сухом остатке - вполне резонно объясняют, что нельзя быть одновременно и православным, и украинцем. В принципе, тут есть над чем подумать. Почему-то воцерковить украинство ну никак не получается. Потому что "украинство" само по себе - религия. Причем религия совсем не безобидная, а с мессианскими, пусть и локальными, амбициями. Хотел сейчас уесть киевских православных богословов фразой: "А наши киевские богословы этого не понимали, а потому сейчас едят скверно пахнущую субстанцию полной ложкой". Но правда состоит в том, что и наши московские богословы этого не понимали, быть может, в еще большей степени. И если за киевское непонимание киевляне сами и отвечают, и Бог с них в земной жизни скорбями взыскивает, то каков будет спрос с московских богословов за то же самое, это, боюсь, тема для пакибытия. Потому что концепция "русского мира", которая была принята на вооружение в середине нулевых, в контексте Киевской митрополии означала вежливый осторожный отказ от понимания того, что народ Руси един. Вот удивительным образом украинские идеологи этой уступчивой вежливости понимать не желают, и в их устах под "русским миром" все равно понимается "единый русский народ Руси Белой, Малой, Великой и Червонной". А поскольку изначально "русский мир" в Москве понимался именно как идея о единстве веры и церковности ("вышли из единой киевской купели"), то опять возвращаемся к тому, что в глазах и мыслях самих же идеологических украинцев Православие и церковность с украинством - несовместные вещи. И еще раз повторюсь - наши противники в этом правы. Можно быть православным китайцем, японцем, узбеком, якутом, чечнцем, нигерийцем, ангольцем, чилийцем, американцем итд. А вот с украинцем не получится - это искусственная нация, формируемая на "анти" началах - антирусских и что менее риторически артикулируемо, но в конечном счете, куда важней - антиправославных. Воцерковить национальные обычаи вполне возможно и нужно. Но вот воцерковить грех - задача противная Церкви. Грех не воцерковляется, а изживается покаянием. Да, среди людей церковных есть люди, обуреваемые пороком. Есть православные воры, правславные блудники, даже, скажу на ушко, есть православные содомиты. Но нет и не может быть православного гомосексуализма, правосланого воровства итд. И в то же время современный мир требует, чтобы грех был объявлен "национальной", биологической или культурной особенностью, в конце концов, хотя бы естественной болезнью, и на правах культурной автономии и полноценности был принят и догматизирован, по сути, благословлен церковью - "какое вы имеете право не допускать к Христу людей с индивидуальными особенностями". Излишне и говорить, что в церкви принимается грешник, но не грех. Принимается одержимый грехом и кающийся, но не доктрина этой одержимости делается частью вероучения церкви. И так же излишне говорить, что на Малой Руси сейчас в церковность пытаются ввести "антирусскость" просто под видом некоей украинской культурной особенности. Это я к тому, что в очень многих попавших на видео стихийных выступлениях даже защитников лавры таков мотив аргументов: "Чего вы нас гоните из наших храмов и лавр, мы ненавидим русских не меньше, чем вы, вера нам не помеха в этом". Добра - понятное дело - в этом не будет. Даже если это такая, ака у ап. Петра в доме Каиафы, военная хитрость. И лавра в наказание будет отобрана. Причем, нужно и в этом отдать себе отчет, это не только у глупых православных хохлов лавру забирают, это вообще из Русской Православной Церкви забирают Второй удел Богородицы. И нужно осмыслить - за что. Дежурный ответ "типа за грехи" - он верный, но требуется детализация.
Ну и в довершении всего, просто доведу истрию "в тему". Михаил Сергеевич Грушевский, тот самый, что на 50 гривнах, через котрого австрийская империя вливала в души малороссов по обе стороны границы яд украинства, а еще через 15 лет был советским чиновником, проводившим в Киеве и Харькове уже советскую украинизацию... был старостой единственного во Львове православного храма - того самого "Малого Юра". Сперва, когда этот приход по домам ютился, но надо полагать, что в 1903 году при нем этот храм и отстроен.
*единственная монахиня к чести Киева пыталась сказать: "мы все русские, русицы, славяне"